Главное меню

Уважаемые жители Курской области!
В целях предупреждения возможных террористических и экстремистских проявлений в регионе необходимо проявлять особую бдительность при обнаружении бесхозных предметов и выявлении подозрительных незнакомых лиц, незамедлительно информируя об этом правоохранительные органы.
Ваше сообщение может предотвратить теракт и спасти жизни многих людей.
Напоминаем «телефоны доверия» заинтересованных ведомств: УФСБ России по Курской области – 70-24-70; УМВД России по Курской области – 36-88-44;ГУ МЧС России по Курской области – 51-00-22, 112.

Волонтёры по крупицам собирают воспоминания старожилов для книги «Была война, была Победа: Солнцевский район в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Богатый материал удалось собрать в селе Субботино. Каждое слово – на вес золота, это память народная, которая красной нитью должна связать предков и потомков.  

«Хорошо помню оккупацию в ноябре 1941 года. На полях остался неубранным картофель. Наша мама пошла накопать мерзлой картошки, чтобы накормить нас. Мы, дети, остались дома одни. И в это время в нашу хату зашли немцы. Они что-то показывали жестами и кричали на своем языке. Мы ничего не могли понять. Тогда они увидели на печи валенки, сняли их и начали надевать себе на ноги. Моя старшая сестра Маня пыталась им помешать. Они ужасно разозлились и наставили на нас автоматы. Мои сестры заплакали. А я незаметно шмыгнула во двор и побежала к маме в поле. Я ей рассказала, что у нас в хате немцы. Она сильно испугалась и, бросив работу, быстро побежала в село. Мама поняла, что немцы были голодные и просили молока, хлеба, яиц. Ей пришлось накормить их, хотя самим есть было почти нечего.
В нашей хате жили 15 немцев. Спали они на соломе, были очень грязные и вшивые. Мы же, дети, сидели на печи и с ненавистью смотрели на них. Нам постоянно хотелось есть, и когда враги обедали, для нас это было тяжелым испытанием. Ни один немец не протянул нам хотя бы маленький кусочек хлеба.
Во время оккупации села немцы зверствовали, грабили, убивали детей, стариков, женщин. Деревню Самсоновка и хутор Белый сожгли дотла. Я была свидетельницей расстрела моих односельчан, детей-подростков из семей Леонидовых и Халиных. Тела убитых сбрасывали в яму рядом со школой. Потом, уже после освобождения села, была вырыта братская могила и произведено перезахоронение» - из воспоминаний Халиной Тамары Егоровны, уроженки с. Субботино.
«Июнь. Сенокос. Трава в этот год выросла высокая и сочная. Погода стояла солнечная. Казалось, ничего не предвещало беды. Люди были заняты работой на полях, когда из-за леса появился всадник и, не слезая с коня, закричал: «Война началась!». Эти слова прозвучали для нас, как гром среди ясного неба… Закричали женщины, заплакали дети, мужчины поспешно бросили работу. Все устремились в село. Через несколько дней началась массовая мобилизация. Почти все мужчины села ушли на фронт защищать Родину, свой край, свой отчий дом, а война докатилась и до их порога…
Фашистские войска приближались. Началась эвакуация мирного населения. Бросали дома, все нажитое годами. Но пройдя небольшой путь, людям пришлось вернуться, так как им навстречу со стороны Старого Оскола отступали наши войска. Советские солдаты сообщили, что там уже тоже немцы. Наше село оказалось в огненном кольце: фашисты находились через речку в деревне Самсоновка и в поселке Солнцево. Необходимо было что-то предпринимать. По приказу Коммунистической партии был создан партизанский отряд, расположившийся в лесу Галич – так называют этот участок леса субботинцы. Но просуществовал партизанский отряд недолго» - из воспоминаний Субботина Алексея Евгеньевича, уроженца с. Субботино
«Наш партизанский отряд просуществовал совсем мало. В село за продуктами была послана Климова М.П. Ее схватил староста и выдал гитлеровцам. Девушку долго пытали, били и истязали, и она, не выдержав пыток, выдала место расположения партизанского отряда. Из поселка Солнцево был вызван карательный отряд, партизан окружили и почти всех расстреляли. Мне и еще нескольким партизанам чудом удалось спастись» - из воспоминаний Гридасова Николая Дмитриевича, партизана, уроженца с. Субботино.
«Я помню, когда немцы пришли в наше село. Стояла очень холодная зима. Фашисты выгоняли людей на мороз. Мы были полураздетыми, так как одеваться и обуваться было не во что. Немцы забрали все: одежду, хлеб, картофель, кур, гусей… Молодежь, в основном девушек, угоняли в Германию. Мою родную деревню Самсоновку сожгли дотла. Мы выскакивали из хат, задыхаясь от гари и дыма, искали убежища в подвалах и погребах. Если каратели замечали спрятавшихся, сразу же расстреливали или бросали гранаты в подвал. На моих глазах совсем маленькие дети замерзали на снегу. Можно ли назвать немецких солдат людьми после всего, что они натворили?!» - из воспоминаний Кутеповой Матрены Евграфьевны, уроженки д. Самсоновка
«Фашисты боялись партизан, подожгли деревню Самсоновку. Было очень страшно. Казалось, что горела даже земля. Самсоновку отделяла от Субботино лишь небольшая речка, поэтому дышать было нечем и у нас. На моих глазах на мосту фашисты расстреляли двух подростков. Очень больно вспоминать, что среди моих земляков были и те, кто переходил на сторону врагов, становился полицаем» - из воспоминаний Вытченкова Дмитрия Семеновича, уроженца с. Субботино.
Л. Котова, руководитель проекта.

Реализация майских указов Президента Российской Федерации