Главное меню

Уважаемые жители Курской области!
В целях предупреждения возможных террористических и экстремистских проявлений в регионе необходимо проявлять особую бдительность при обнаружении бесхозных предметов и выявлении подозрительных незнакомых лиц, незамедлительно информируя об этом правоохранительные органы.
Ваше сообщение может предотвратить теракт и спасти жизни многих людей.
Напоминаем «телефоны доверия» заинтересованных ведомств: УФСБ России по Курской области – 70-24-70; УМВД России по Курской области – 36-88-44;ГУ МЧС России по Курской области – 51-00-22, 112.

В последнее время, после того как стало возможным говорить об истории Церкви послереволюционного времени, появились работы по истории закрытия храмов, а также труды, посвященные подвижникам благочестия, мученикам и исповедникам за имя Христово в те страшные годы пострадавших. 

Исследования «глубинки», материалы по закрытиям сельских храмов, хранящиеся в архивах, в большинстве своем пока еще остаются невостребованными.
Предлагаемый труд – это попытка на основе архивных материалов проследить лишь некоторые события, которые происходили на селе в те годы. До 1937 года в Солнцевском районе было четырнадцать церквей. Об одной из церквей я расскажу в данном материале.
Троицкий храм села Максимово был построен в 1814 году. Храм был величественный, таких в области было всего три. В селе Максимово был послан на службу в Тимский уезд в Никольскую волость подполковник Максимов – в этом селе находилось его имение. Максимов был награжден многочисленными орденами и медалями, в честь этого заслуженного человека было названо село. По выходным дням возле церкви проводилась ярмарка. И эту церковь в тот 37 – год не миновала участь разорения. Из кирпича той величественной церкви в поселке были построены здания.
В 1944 году стараниями верующих в селе снова была построена маленькая деревянная церковь. Церковь всегда находилась в ухоженном виде, о чем свидетельствует заявление в Солнцевский Райисполком от церковной старосты Доренской Клавдии Федоровны на разрешение в 1961 году покраски крыши их храма.


В документах Архива Курской епархии имеются сведения о священниках, служивших в храме с. Максимово с 1946 – 1966 годы: священник Иоанн Иванов 1946 год, протоиерей Николай Васильевич Канцевич 1946 год, священник Иаков Казанский 1948 год, священник Григорий Константинович Афанасьев (на фото) 1949 год. Отец Григорий1904 года рождения, сын священника. Окончил музыкальный техникум. В 1943 году рукоположен во диакона, а затем во священника. В 1948 году Архиепископом Лукой (Войно-Ясенецким) Симферопольским награжден – набедренником и многими другими церковными наградами. Благочинный протоиерей Николай Малыгин в личном деле священнослужителя характеризует пастыря как выдающегося регента, носит свой сан священника с достоинством, хороший семьянин. Любит и умеет проповедовать слово Божие.
С 1952 – 1966 годы настоятелем Троицкой церкви с. Максимово Солнцевского района являлся протоиерей Стефан Андреевич Чиликин (на фото).
Отец Стефан родился 24 марта 1887 года в селе Курасовка Ивнянского района Курской области. Окончил в 1898 году сельскую школу, а в 1912 году псаломнические курсы в городе Тифлисе. С 1914 – 1917 год служил в царской армии. В 1921 году Епископом Курским Никоном Стефан Андреевич рукоположен во диакона, а в 1943 году Епископом Курским Питиримом в священный сан. За исповедание Православной веры служитель культа священник Чиликин С. А. отбывал наказание.
В документах по контролю о культах исполнительной комиссии п. Солнцево за 1970 – е годы вновь упоминается имя старосты Доренской Клавдии Федоровны, которая «держит ключи» от церкви. Думаю, она много молились. По-другому было просто не выстоять.  В 1972 году молитвенный дом в селе Максимово был закрыт. Официальная версия закрытия –отсутствиесвященника и церковного Совета, а имущество церкви передано в Зуевский храм. Когда приехали из райцентра забирать имущество, староста церкви не давала ключи. Прихожане не хотели, чтобы в селе был закрыт храм. Народная мудрость гласит: «Село без храма – как дом без печи».
Сегодня селяне вспоминают о том, как много лет еще был фундамент того каменного храма, а их дети рядом катались на картонках от храма с горки.
 То, что церковь играла большую роль в жизни людей, создавая историю, спору нет: в прежние времена ни одно событие в жизни не проходило без ее участия. Поэтому при основании населенных пунктов первым делом строили церковь.  Для того чтобы определить, где строить храм, вызывали лозоходца. Тот обламывал ветку с лозы, ивы или орешника с развилинкой и начинал искать.  Там, где лоза в руках склонится  верхним концом вниз, и строили церковь. Конечно же,  старались строить храмы на возвышенностях, чтобы его  было  видно  отовсюду.
Теперь на месте разрушенного храма в селе стоит Поклонный крест, напоминающий жителям села о событиях тех дней.
Дмитрий Уколов.

Реализация майских указов Президента Российской Федерации