В праздничные ноябрьские  дни отметила свой знаменательный 95 летний юбилей одна из старейших жительниц нашего села труженица тыла, многодетная мать, вдова участника Великой Отечественной войны Вера Матвеевна Субботина.

Я - дитя войны, но рассказать я хочу не о себе, а о своей старшей сестре - Вере Матвеевне Субботиной, которой 4 ноября этого года исполнилось 95 лет. Когда началась Великая Отечественная война, мне было семь лет, а моей старшей сестре Вере не было и 15. В детской памяти всплывают события, происходившие в те страшные годы. Все мужчины и юноши, подлежащие призыву, ушли защищать Родину. В селе остались старики, женщины и подростки. Им, как и тысячам юношам и девушкам тех времен, досталась нелёгкая военная и послевоенная жизнь. Наступила уборочная пора, стране и армии нужен хлеб, а убирать его было некому, и место взрослых заняли подростки - мальчишки и девчонки, Вера в том числе. Техники в колхозах тогда не было, все сельхозработы выполняли вручную, косили косой, вязали снопы и складывали в копны, а потом молотили вручную. Вера приходила домой по-тёмному и шла к реке мыться. С первых дней войны отец был призван на фронт, мама осталась с семью детьми, Вера старшая. Тринадцатилетний брат Андрей занял место конюха, ушедшего на фронт. Но случилась трагедия- его убил конь, он ударил копытом в живот, и мальчик умер. Спустя 2 месяца умер годовалый братик от воспаления легких, лечить его было некому, все медики мобилизованы на фронт. У мамы после таких трагедий отнялись ноги на нервной почве, она слегла и пролежала весь оккупационный немцами период. А между тем фронт приближался. В селе Субботино появились наши войска и начали укреплять оборону. Немцы находились в селе Меловая. Это через яр напротив нашего Галичева леса. Всех подростков, невзирая на пол и возраст, мобилизовали на копку окопов к Галичеву лесу, естественно ночью, в том числе и мою сестру. Немцы с той стороны освещали их ракетами, а потом обстреливали. Были и раненные, но Веру бог от этого уберег.
В конце октября наши войска отступили в село Колодезек, а наше село оккупировали фашисты. Начались страшные бои. Немцы укрепились хорошо, село находится в низине, здесь река, ольха, кустарники - их не было видно, а наши войска на бугре в Колодезьке, немцы легко просматривали все их действия. Это был самый тяжелый период в оккупации. Наши били сначала напрямую по центру села, а потом заходили с концов со стороны Старого Лещина и Орлянки. Об этом периоде можно отдельно написать целую трилогию. Это были бесконечные пули и снаряды, мины, а ночью бомбили самолеты. Выбиты все стекла в окнах, хаты не топлены, голодные, лежали на земляных полах под лавками, кроватями, печками, в земляных погребах сидели неделями, ели сырую свеклу. Когда наступала между боями передышка, фашисты шли по подвалам и всех извлекали, мальчиков-подростков сразу расстреливали, крича “партизан!”, а взрослых вели к пустующей школе на расстрел. И при всем этом постоянно присутствовала и нас оберегала, охраняла наша старшая сестра.
Вторым не менее трудным периодом был период отступления немцев в феврале 1943 года. При отступлении фашисты забирали все: птицу, скотину, привязали к саням и увели корову, потравили лошадям все зерно. Обозы лошадей, запряженных в сани, шли день и ночь сплошным потоком. Мы жили, да и сейчас живем, прямо у центральной дороги, ведущей в райцентр, фашисты партиями периодически заходили в нашу хату обогревались, отъедались, сожгли все надворные постройки: сарай, амбар. Печь топилась целые сутки, дважды загоралась деревянная балка. Вера постоянно дежурила у дымохода, чтобы не допустить пожара.
После ухода немцев все подростки села, ежедневно ходили в райцентр и восстанавливали разрушенный фашистами Солнцевский аэродром. Во время боев все село, особенно огороды, были усыпаны гильзами, пулями, снарядами и патронами. Когда растаял снег, Вера собирала все это в ведра и отдавала специально присланным представителям райвоенкомата. Нас она к этой работе не допускала, потому что очень часто дети на этом подрывались и погибали.
За время оккупации все поля в колхозе заросли бурьяном, техники не было, лошади все на войне. Пахали на коровах, девчонки коров водили, мальчишки ходили за плугом. Зерна не было, засевать землю было нечем. Каким-то чудом на складе станции Ржава уцелело зерно ржи. Руководство колхоза мобилизовало подростков, и Вера вместе со всеми из села Субботино пешком ходили на ст. Ржава и обратно на плечах тащили в мешках рожь и засевали поле.
Война была в самом разгаре, надо было кормить Армию и спасать Родину. Какую-то часть поля в колхозе засеяли сахарной свеклой и наделили каждой трудоспособной женщине и девочке по 0,5 гектара. Свеклу обрабатывали, а потом убирали в ручную. Специально было изготовлено орудие труда, это такая узенькая лопаточка под названием “копач”. Этим оружием выкапывали каждый плод свеклы, обрезали ботву и складывали в кучу. А потом каждая женщина собранный урожай со своей плантации должна была сдать на свеклопункт. Осенью возили на тачках, а когда выпадал снег - на санках. В последующие два лета Вера Матвеевна работала на хуторе Ялты Дежевского сельсовета на торфяных разработках. Она была укладчицей прессованных торфяных кирпичей, которые потом отправляли по назначению для отопления.
В августе 1945 года вернулся с войны папа, который был в плену. Он был сильно болен и вскоре умер.
В декабре 1945 года Вера по договору уехала в Москву (в Орехово-Зуево) на два года на ткацкую фабрику, работала в прядильном цехе. Через два года вернулась домой и навсегда осталась в своем селе Субботино, где до самой пенсии работала свекловичницей. В марте 1951 года Вера Матвеевна вышла замуж за местного парня Субботина Федора Ивановича. Федор Иванович был призван на фронт в апреле 1943 года, служил водителем танка. Дошел до Варшавы, трижды горел в танке, имел три пулевых ранения, ушел из жизни в 2000 году из-за тяжелого недуга.
С Федором Ивановичем они вырастили семеро детей и всем дали образование. В настоящее время у Веры Матвеевны большая семья - 34 человека - дети, внуки, правнуки и один праправнук. В этой семье есть агрономы, зоотехники, инженеры, строители, врачи, экономисты, педагоги, юристы, военнослужащие. Летом Вера Матвеевна живет в своем доме в с. Субботино в окружении детей и внуков, а зимует в п. Солнцево у дочек.
З. Ткаченко.