Главное меню

Уважаемые жители Курской области!
В целях предупреждения возможных террористических и экстремистских проявлений в регионе необходимо проявлять особую бдительность при обнаружении бесхозных предметов и выявлении подозрительных незнакомых лиц, незамедлительно информируя об этом правоохранительные органы.
Ваше сообщение может предотвратить теракт и спасти жизни многих людей.
Напоминаем «телефоны доверия» заинтересованных ведомств: УФСБ России по Курской области – 70-24-70; УМВД России по Курской области – 36-88-44;ГУ МЧС России по Курской области – 51-00-22, 112.

К 75- летию Курской битвы группа учеников Шумаковской средней общеобразовательной школы Солнцевского района Курской области под руководством учителя физической культуры А.А.Агошкова совершила поход по местам боевых действий юго-западнее Прохоровки.

Вначале мы нашли маршрут карты Прохоровки, где в 1943 году проходили ожесточенные бои, нарисовали по аналогии свою и двинулись в путь. До Танкового поля мы доехали электричкой и пошли в хутор Сторожевое Прохоровского района. На сегодня здесь живет с горстку местных жителей. Ветеранов войны не осталось в живых, но местные жители свято хранят историю войны этого места, и мы узнали, что здесь летом 1943 года хутор оказался в самом пекле Прохоровской битвы. Земля окрест была усеяна трупами, обгорелой советской и немецкой военной техникой, оружием. Здесь мы постояли у братской могилы советских воинов, сделали памятные фотографии. Хутор обступил густой лес, но он не закрывал золотого блеска Звонницы и крестов храма Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Мы хорошо об этом уже знали из уроков истории, Православия, но вот, чтобы увидеть такое чудо наяву- не мечтали. Хотелось уже бежать, нет, перелететь бабочкой к этому удивительному блеску, наше удивление заметил учитель Александр Александрович и сказал нам, что по нашей карте мы непременно дойдем и до Звонницы. Далее мы пошли через хутор Комсомольский в хутор Веденево.

Здесь мы и остановились на ночлег, разбив палатки у знаменитой реки Псел. Ребята смастерили с нашим руководителем удочки, поймали несколько рыбешек и приготовили пахучую уху. Мы долго сидели у костра, обсуждали пройденный день, вспоминали военные песни и даже затянули,, В землянке”. Во второй день нашего похода мы двинулись на хутор Юдинка, где сохранилось несколько дворов с белеными хатами крытыми соломой. Вот красота! Словно в сказку попали! Здесь бьют живые ключи, по рассказам местных жителей- святые, и расположился местный зоопарк. Мы побывали в нем , увидели овцебыка, пятнистого оленя, фазанов, кроликов-великанов, северного оленя, верблюда, искупались в местном бассейне и даже послушали песни ансамбля из Белгородской области Прелестного района. Здесь мы увидели колодец –журавль, вновь попили и взяли с собой студеной водицы, дошли до часовни, искупались в купели, а через тропу наверх добрались до Кургана, к Поклонному кресту и почтили павших воинов минутой молчания. Далее мы пошли в хутор Веселое через густой лес. Мы не боялись затеряться, ведь с нами были компасы! Нас удивило то, что окопы с времен войны не заросли. В некоторых мы даже побывали ,невозможно было устоять нашим мальчишкам, чтобы не пострелять мысленно из них, держа в руках палку-пистолет. В хутор Веселое мы прошли по уже скошенному пшеничному полю. У колодца мы повстречали пожилую женщину, от которой узнали, что в 1943 году, во время боёв на Курской дуге, здесь держала оборону 95-я гвардейская стрелковая дивизия. Немного юго-восточнее хутора произошло знаменитое танковое сражение. Далее мы двинулись в село Прелестное, где в 1943 году, во время боёв на Курской дуге, произошло знаменитое танковое сражение. В Прелестное мы шли через подсолнуховое поле, уже висели шапки созревших семечек, здесь же мы увидели следы косуль, так нам пояснил учитель физкультуры. Он был прав. Еще бы! Ведь он у нас охотник. Действительно выбежали на дорогу косули, посмотрели на нас и быстро убежали. Дорога в Прелестное была вся усыпана прострелянным гильзами, можно было брать охапками и рассматривать их. Прошли через «Поле Шпетного», которое является составной частью музея-заповедника. Оно носит имя Героя Советского Союза Павла Ивановича Шпетного, потому так и называется. На «Поле Шпетного» установлен мемориальный знак герою. Мы дошли до Прелестного. Побывали у братской могилы советских воинов и в местной школе и музее танкового сражения. Местный экскурсовод нам рассказал о героях Советского Союза П.И. Шпетном и К.С. Зайцеве.

Мы были покорены их подвигами. Павел Иванович Шпетный , обвязанный гранатами, бросился под седьмой вражеский танк (до этого русскими солдатами последними патронами было подбито шесть) и героически погиб. Мы увидели в музее винтовки, автоматы времен ВО войны, старинную утварь. Вновь у реки Псел мы провели вторую ночевку, сварив суп на костре из тушенки, прихваченной с собой. Сейчас трудно себе представить, что именно этот участок местности, шириной всего 10—12 км, между рекой Псёл и железнодорожной насыпью стал местом грандиозной битвы почти 1200 танков и самоходных орудий. Но вот и Звонница! Это наш третий день необыкновенного трогательного и в тоже время удивительного похода. Звонница-основной памятник мемориального комплекса «Прохоровское поле», которая располагается в двух километрах от окраины посёлка Прохоровка Белгородской области на высоте 252,2 метров в память о павших здесь в крупном танковом сражении 12 июля 1943 года. Да! Есть на Руси прекрасная народная традиция: в честь больших побед над врагом, в память о павших на полях сражений отстроить храмы. Именно они и поныне составляют красоту и гордость национальной духовной культуры. Вот мы и приблизились к ее необыкновенному сиянию, помолились и пошли в Прохоровку. В Прохоровке мы побывали в музее -заповеднике ,,Прохоровсое поле”, на братской могиле. Именно об этом месте написали когда-то так: ,, Сражение под Прохоровкой стало кульминацией грандиозной стратегической операции, вошедшей в историю, как Курская битва, которая явилась решающей в обеспечении коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Гитлеровские войска потеряли в сражении до четверти танков, что окончательно исчерпало атакующий потенциал на Белгородском направлении. Наступление немцев было остановлено. План «Цитадель» провалился.

С обеих сторон людские потери были огромны: тысячи убитых, раненых, без вести пропавших. По словам очевидцев, «всюду на поле боя виднелись тела убитых, искореженные танки, раздавленные орудия, бесчисленные воронки от снарядов. И ни одной зеленой былинки — сплошь выпаханная, выжженная, черная, дымящаяся земля. И так на протяжении 10—12 километров — на всю глубину нашей атаки». После нелегкого третьего дня мы отведали пшенной каши в кафе ,,Блиндаж” и вернулись на электричке домой. Наш поход по стопам хода боевых действий юго-западнее Прохоровки( 1943год), останется в нашей памяти навечно.

Нина Дурнева,
ученица 9 класса
МКОУ,, Шумаковская СОШ”, участница похода.