Уважаемые граждане! Количество мошенников, орудующих в области, в последнее время заметно выросло. При этом в качестве жертв аферисты всё чаще выбирают незащищённые слои населения: пенсионеров, инвалидов, несовершеннолетних.

С каждым днем появляются новые виды таких преступлений, направленные на нанесение имущественного и финансового ущерба жителям нашейобласти.

В том числе участились социальные мошенничества, мошенничества совершенные с использованием средств сотовой связи (мошенничества, совершенные под видом сотрудников полиции за освобождение родственников от уголовной ответственности, розыгрышей ценных призов через рассылку на телефонные номера потерпевших СМС–сообщений, служб безопасности банков, оплаты услуг, либо предоплаты за товар, компенсации за некачественные лекарственные средства).
Кроме мошенничеств с использованием сотовой связи характерными видами являются:
- мошенничества под видом социальных работников; мошенничества в сфере кредитования; мошенничества, связанные с предоплатой за оказание различных услуг; мошенничества с использованием служебного положения; мошенничества под видом гадания, снятии порчи и т.д; мошенничества, связанные с оказанием транспортно-экспедиционных услуг и перевозок; мошенничества, связанные с завладением АМТ (в том числе с оформление кредитных договоров).

Все виды мошенничества связаны с невнимательностью или неосведомлённостью потерпевших. Очень часто это происходит из-за их неопытности, пожилого возраста. Мошенники достаточно хорошие психологи, и существуют только благодаря доверчивости других людей.

Наибольший резонанс вызывают мошенничества в отношении наиболее не защищенных слоев населения – престарелых и несовершеннолетних.

Мошенничества под видом работников органов социальной защиты и благотворительных организаций чаще всего связаны с проникновением в жилые помещения. Как правило, такие преступления совершаются в одиночку, либо вдвоем. Мошенники приходят в квартиры и частные дома под предлогом оформления документов для пособий или социальных выплат, льготных проездных билетов, праздничных наборов, приобретения дешевых продуктов. Они забирают у пенсионеров деньги, после чего исчезают. Причем мошенники активизируются в преддверии различных праздников, чтобы их рассказы выглядели более правдоподобными.

Довольно часто мошенники предлагают пожилым людям «бесплатные» врачебные услуги на дому - измерение давления, сдачу анализов, осмотр. Эти мошенники почти всегда имеют хотя бы начальное медицинское образование и в полной мере владеют специальной терминологией, используют соответствующую атрибутику: халаты, медицинскую технику, бланки рецептов. При общении по телефону с гражданами они ссылаются на проведение различных социальных и благотворительных программ, представляются сотрудниками известных медицинских учреждений.

В структуре социальных мошенничеств следует выделить преступления, совершенные лицами под предлогом снятия порчи, обмена денег. При совершении мошенничеств данного вида потерпевшими становятся, как правило, лица пожилого возраста, предметом посягательства являются, как денежные средства, так и ювелирные украшения.

Личность мошенника значительно отличается от личности других преступников - воров, грабителей, хулиганов, несмотря на сходство многих возрастных и социальных характеристик. Большинство мошенников обладают хитрым, изворотливым умом, актерскими способностями, развитой фантазией. Они стремятся внушить своим потенциальным жертвам чувство полного доверия, что им зачастую удается, и лишь после этого приступают непосредственно к обману.

Вот лишь общие рекомендации по предупреждению таких преступлений:
1. Защищайте себя от обмана – будьте внимательны, узнавайте больше о существующих мошеннических схемах! Бдительно относитесь к предупреждениям от операторов сотовой связи, правоохранительных органов и средств массовой информации о схемах обмана.
2. Убеждайтесь в достоверности информации, полученной по телефону от неизвестных, представившихся сотрудниками правоохранительных органов, радиостанции, оператора сотовой связи, Вашими родственниками, знакомыми или прочими лицами. Перезванивайте родственникам и знакомым – лучше прослыть излишне подозрительным, чем быть обманутым.
3. Не торопитесь предпринимать действия по инструкциям неизвестных людей, полученных посредством телефонного звонка, СМС или ММС, якобы, от сотрудников банка, в особенности, если они требуют произвести манипуляции с банковской картой. Не говорите незнакомцам свои ФИО, реквизиты паспорта и другие личные данные. Не оправляйте пустые СМС, либо с набором цифр, которые Вам продиктовали, это может быть служебная команда Интернет-банка на перевод денежных средств с Вашей карты. Прежде чем совершать требуемые действия - перезвоните на номер, указанный на обратной стороне пластиковой карточки. Еще одно важное замечание – сотрудники банка никогда не требуют от клиентов назвать ПИН-код.
4. Если Вам предлагают золотые изделия/бытовую технику/любую другую дорогую вещь по минимальной цене, либо оставляют ее в качестве залога, не стесняйтесь, звоните родственникам, зовите соседей, знакомых, да и просто прохожих, которые могут быть компетентны в данном вопросе и оценке реальной стоимости предлагаемого товара. Также нужно действовать, когда Вам предлагают снять порчу, сглаз и т.д.

Граждане будьте предельно бдительными и осторожными. Если Вы стали жертвой подобного преступления, своевременно обращайтесь в полицию по каналу связи «02» или в Дежурную часть Вашего отдела полиции.

Е. МУРАНОВ.