В нашем районе немало педагогических династий, посвятивших всю свою жизнь воспитанию учеников. Одна из них – трудовая династия учителей Стабровских. Родоначальник её - Стабровский Иван Афанасьевич. После окончания Чермошнянской школы он в начале сороковых уехал в подмосковный городок  Серпухов учиться профессии ткача.

Однако не суждено было освоить эту мирную профессию. Пришла беда – Великая Отечественная война, и все пошли защищать свою землю от немецко-фашистских захватчиков. И 19 –летний Иван ушёл на фронт. Сражался до 1943 года на Воронежском фронте. Был тяжело ранен в ногу, а после лечения в Свердловском госпитале был комиссован из армии. Один из немногих вернулся в родное село, которое нужно было поднимать из руин. Нужны были люди не только в сельском хозяйстве, но и в образовании. Тогда на самые важные участки работы распределял председатель сельсовета. И направил 22 – летнего парня в школу, где он начал преподавать дисциплину «Допризывная подготовка молодёжи». Позднее, окончив заочно педучилище, стал преподавателем физической культуры и труда. Выбрал себе спутницу Клавдию Павловну. И у них родилось четверо детей, два мальчика – Анатолий и Виктор и две девочки – Раиса и Валентина.
В школе учились все охотно. Стабровские старшие воспитывали в детях целенаправленность и трудолюбие. Никому не навязывали своих мнений или желаний, понимали, что принуждение – это, как кабала, не воспитывает личность, способную приносить пользу обществу. Дети должны сами определять, чем они будут в жизни заниматься. И, получив аттестат, Анатолий мечтал стать морским офицером. Однако, по совету отца Ивана Афанасьевича, он поступил в Курский педагогический институт.
После института, молодого специалиста направили в Плосковскую восьмилетнюю школу не только преподавателем физики, но и назначают директором школы. Так, в 24 года Анатолий Иванович стал руководителем. Проработать в должности директора школы 42 года не каждый сможет. Ему предлагали реализовать свои способности на руководящих постах других сфер деятельности района, но он не изменил своей выбранной профессии. Вместе с женой Екатериной Анатольевной они воспитали троих детей: сыновей Игоря, Юрия и дочь Ирину. Игорь стал профессиональным военным, Юрий выбрал профессию инженера. Дочь Ирина пошла по стопам родителей. Работает учителем начальных классов в Беловском районе.
Виктор Иванович и Валентина Ивановна не стали учителями. Но у Виктора Ивановича дочь Наталья выбрала сферу своей трудовой деятельности образование. Наталья Викторовна кандидат биологических наук, старший преподаватель Курского государственного медицинского университета, преподаёт биологию студентам – иностранцам на английском языке. А у Валентины Ивановны, дочь Оксана , пошла по стопам основателя учительской династии. Она работала учителем в школе- интернате № 1 г. Курска. В настоящее время трудится в частной школе города Москвы воспитателем группы продлённого дня.
Раису Ивановку Богатскую (Стабровскую), практически, все знают в Солнцевском районе. Потому что многие её выпускники после получения профессии вернулись в Солнцевский район и трудятся в разных сферах. Ведь преподавательской деятельности она отдала 43 года, без учета трёх лет лаборантки кабинета химии Чермошнянской школы. Из них 31 год она была директором родной школы.
Как признаётся Раиса Ивановна, на выбор её профессии повлияли два человека – отец и учительница химии Надежда Николаевна Орлова.
- Я училась в 9 - ом классе, когда к нам пришла Надежда Николаевна, учитель химии,- вспоминает Р.И. Богатская. - До неё я не любила этот предмет, не понимала его. Просто заучивала всё, что требовала школьная программа. А потом я так увлеклась им, что при поступлении выбрала химико – биологическое отделение естественно – географического факультета Курского пединститута. Надежда Николаевна - учитель профессионал, которая могла увлечь своим предметом тех, кто, практически, его не знал.
Муж Раисы Ивановны – Александр Иванович, тоже учитель. Преподавал историю, военно-начальную подготовку в Чермошнянской школе. Педагогическому труду посвятил 31 год.
Дети выбрали профессии далёкие от учителя, но они состоялись в своём направлении, как профессионалы. Сын - Олег стал военным, дочь – Наталья после окончания Белгородской академии строительных материалов, работает технологом.
Родоначальник педагогической деятельности был не просто учителем, а учителем жизни. Он считал, что путь у каждого должен быть свой, но если он объединяет несколько поколений, то ты не зря выбрал труд, который образовывает человека, воспитывает целеустремлённую личность, способную выбрать своё любимое дело.
Л.БУРЦЕВА.