Екатерину Фроловну Бурцеву  в Солнцевском районе знали почти все, так как более пятидесяти лет она была регентом церковного хора в Николаевском храме с. Зуевка, но совсем мало кто знал о ее жизни и о том, что в годы Великой Отечественной войны она была угнана на принудительные работы  в Германию. Буквально «вся жизнь была сломана»,-  неоднократно в слезах рассказывала Екатерина Фр

Когда грянула Великая Отечественная война ее братья Василий и Михаил с первых дней войны ушли на фронт. Оба сложили головы на полях сражений. Ее отец - Фрол Гаврилович в 1942 году умер. Мать осталась одна с детьми.
В июне 1941, когда началась война, они эвакуироваться не успели. Во время оккупации деревни Коровино пропала без вести родная сестра Екатерины Ольга. Угнали на принудительные работы в Германию молодую девушку Катю…
– Нас везли в грузовом эшелоне, была зима, стояли сильные морозы. На ходу поезда я выпрыгнула, – вспоминала она после войны. – Когда выпрыгнула из поезда, бежала по сугробам, вся обморозилась, но от фашистов спаслась».
Долго и трудно Екатерина добиралась домой, скиталась «по миру». По её рассказам, собраться с силами помогла ей одна благочестивая женщина в Польше. Этих женщин на Руси называют старицами. На вопрос, как дальше жить, она ответила: «Екатерина, не печалься, вернёшься ты домой на родину, от тебя будет греметь церковь». Время было страшное, голодное, кругом война… Екатерина недоумевала: «Почему греметь?». Только потом она поняла, почему будет «греметь», когда стала позднее петь в церковном хоре.
Бежать тогда хотели многие. Но такие попытки удавались в основном только крепким духом. Практически всех беглецов ловили, хотя некоторым и удавалось добраться до Польши. Куда им было бежать, если кругом Германия, если не знаешь ни языка, ни дороги в сторону дома? Пойманных беглецов жестоко избивали, некоторых до смерти. Выживших ждал карцер или штрафной лагерь, а самых «неисправимых» немцы отправляли в концлагерь.
Ну, все же Екатерине удалось вернуться домой, в родное село. Война наложила отпечаток на многие семьи. Екатерина одна растила сына. Зато ей было суждено порадоваться внукам.
К тому времени храм в Зуевке, куда они вместе с родителями ходили маленькими, открыли вновь. В то время церковным хором руководила ее мать – Елена Дмитриевна , и вскоре Екатерина стала петь в церковном хоре. Когда умер регент церковного хора, то настоятель храма протоиерей Флегонт Романов ходатайствовал перед епископом Курским и Белгородским Серафимом (Никитиным), чтобы утвердить Екатерину Фроловну регентом. Это было в сентябре 1962 года. Результат её труда – в документах храма, там есть запись: «За ревностное служение как руководитель церковного хора Николаевской церкви села Зуевка Бурцевой Екатерине Фроловне преподаётся Архиерейское благословение. Во свидетельство сего ей дана была грамота, от 11 сентября 1964 года, град Курск. С подписью Епископа Курского и Белгородского Серафима (Никитина).
Екатерина Фроловна всегда служила Богу от чистого сердца. Вера её была крепка. Жила тихо и незаметно, но вся жизнь её была подвигом веры, благочестия и непрестанного труда.
Д. Уколов.


.