Мы беседуем с  временно исполняющим обязанности председателя комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области М.Н. Аксёновым.

-Михаил Николаевич, ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. По сложившейся традиции в этот день проводятся различные мероприятия, акцентирующие внимание потребителей на их правах, результатах рассмотрения обращений граждан.
-Прежде всего, я должен отметить, что готовятся к этому Дню все органы, уполномоченные защищать права потребителей: это Управление Роспотребнадзора по Курской области, структурные подразделения Администрации области, районов и городов, общественные организации.
Этот год пройдёт под девизом «Цифровой мир: надежные смарт-устройства».
Сегодня цифровые технологии изменили характер многих услуг и продуктов, повышается риск появления несанкционированного доступа к персональным данным. Поэтому работа компетентных структур должна быть направлена на обеспечение безопасного свершения покупок, особенно дистанционным способом. Всемирный день прав потребителей хороший повод еще раз обратить внимание на то, что прогресс цифровых технологий должен, прежде всего, учитывать разносторонние интересы потребителей, это и право на качество и безопасность «умной электроники», и право знать о том, как собирается, обрабатывается и используется этими устройствами личная информация.
В этой связи важны мероприятия по повышению правовой грамотности, как населения, так и продавцов через проведение заседаний «круглых столов», семинаров, встреч с потребителями в библиотеках, в общественном транспорте, в учебных заведениях.
Более подробные разъяснения по применению Федерального закона «О защите прав потребителей» можно получить в консультационных центрах и пунктах для потребителей Управления Роспотребнадзора по Курской области, которые организованы в городах: Курск, ул. Почтовая, 3; Суджа, ул. К.Либкнехта, 34; Железногорск, ул. Гагарина, 31/2; Льгов, ул. М.Горького, 9; Щигры, ул. Красная, 81.
Контактные телефоны и адреса электронной почты размещены на официальном сайте Администрации Курской области (adm.rkursk.ru).
-Михаил Николаевич, мы неоднократно освещали вопрос качества и безопасности продовольственного рынка Курской области. Что нового делается в этом направлении?
- Инновации состоят в том, что для обеспечения потребителя качественными товарами мы проводим системную работу по внедрению товаров курских производителей на прилавки магазинов, а для этого предлагаем покупателям дегустации продукции в т.ч. новинок в рамках областного конкурса «Покупаем Курское».
Проводим сравнительные смотры качества продовольственных товаров, где активными участниками являются сами покупатели.
Чтобы такие мероприятия стали достоянием большего числа потребителей мы сотрудничаем с представителями местных средств массовой информации.
-Михаил Николаевич, в Ваш комитет обращаются граждане за защитой нарушенных прав. Каковы результаты рассмотрения и что Вы можете посоветовать потребителям, чтобы не иметь проблем после покупки товаров или получения услуги?
-Благодаря межведомственному взаимодействию с федеральными, областными, местными структурами и общественными организациями, в рамках реализации Плана совместных мероприятий по защите прав потребителей Курской области, мы владеем сведениями о качестве и характере обращений граждан по всем сферам жизнедеятельности человека и 2 раза в год результаты рассмотрения докладываем Губернатору.
В настоящее время используется ещё одна форма эффективного взаимодействия с населением – через социальные сети, что позволяет оперативно реагировать на возникающие проблемы в сфере потребительского рынка.
Кроме того, вопросы состояния защиты прав потребителей рассматриваются под председательством Губернатора на заседаниях Межведомственного Совета по предметам совместного ведения Курской области.
В прошедшем году поступило по вопросам защиты прав потребителей более 14 тыс. обращений.
Наибольшее число жалоб связано с нарушением прав в сфере ЖКХ, здравоохранения, бытовых услуг, а также продажи некачественных товаров, и как правило в 98 процентах обращения рассматриваются в пользу потребителей в досудебном порядке.
При этом наша задача – объективно отнестись к рассмотрению каждого обращения и отстаивать интересы только потерпевшей стороны.
Конечно, в большинстве своём это и есть потребители товаров и услуг.
Бывают случаи, хотя и редкие, когда поступают необоснованные претензии к предпринимателям и тогда мы даём соответствующие разъяснения нашим гражданам.
Если говорить о характере обращений, наиболее часто поступающих от потребителей, рассмотрение которых входит в компетенцию комитета, то их можно разделить на следующие:
1)Отказ в обмене качественных сложно-технических товаров.
Зачастую совершаются необдуманные покупки таких товаров (телефоны сотовой связи, телевизоры и другая бытовая техника), и когда возникает желание их сдать, требование потребителя не удовлетворяется на основании положений действующего законодательства.
2)Аналогичная ситуация с возвратом медицинских изделий бытового назначения, приобретённых с рук распространителей на дому у покупателей.
3)Последнее время распространена продажа пожарных и газовых сигнализаторов для установки в квартирах и домах, да ещё и по завышенным ценам.
Покупатели (особенно пожилого возраста) подписывают любые акты, что они ознакомлены с условиями продажи, не имеют претензий к продавцу и когда понимают, что они обмануты – защитить их бывает очень трудно.
4)Достаточно много обращений, связанных с покупкой товаров в кредит или получением денежных средств. К сожалению, потребителям не хватает финансовой грамотности и многие подписывают акты приёма-передачи или договоры не читая или не обращая внимание на мелкий шрифт.
Активным помощником в ликвидации этого пробела является Центральный Банк России, проводя обучение с различными слоями населения. Мы также приглашаем сотрудников Банка на свои семинары с предпринимательским сообществом, в профильные учебные заведения (техникум технологии и сервиса, институт кооперации).
Я надеюсь, что и сегодняшняя наша встреча будет полезной для потребителей при совершении покупок и получении услуг.